Питомник средних шнауцерв (миттельшнауцеров) "РУС-РАСТР" (ркф-fci)
В прошлом году ездили на
экскурсию на фабрику «Жостовских подносов», вот маленький отчет!
Музей подносов в Жостово – единственный в мире. Здесь собраны образцы
живописи, которая представляет собой значительное и оригинальное явление
в русском декоративно-прикладном искусстве и художественной культуре.
Стоимость
экскурсии по музею в составе группы от 15 человек - 150 рублей для
взрослых и 75 рублей для детей.
Индивидуальная экскурсия стоит 500 рублей. Можно заказать еще
индивидуальный мастер класс, стоит он 2000 руб на человека, НО ЭТО ТОГО
СТОИТ! Перед тем как ехать, обязательно позвоните и договоритесь об
экскурсии!!! Телефон: 981 3989. Контактная информация: ООО
«Жостовская фабрика декоративной росписи»
Адрес: Московская область, Мытищинский район, д.Жостово
Телефон:
Факс: + 7 495 981 39 88
e-mail: fabrika1825@bk.ru.
Немного о мастер -классе: В специально оборудованном помещении
Вас ждут палитры, кисточки, краски, одноразовые фартуки и заготовки
подносов, специально подготовленные для нанесения живописи.
После того, как Вы самостоятельно под руководством внимательных
наставников распишите свой поднос и поставите на нем Вашу подпись, его
высушат в специальной печи, покроют лаком и передадут Вам в течение
нескольких дней. Поднос можно забрать либо на фабрике, либо его вышлют
почтой, либо в центре Москвы в офисе.
Также на территории фабрики есть магазин где можно приобрести сувенирную
продукцию, а также подносы!
Экскурсия начинается с просмотра фильма о истории создания и технологии
изготовления подносов. Далее экскурсовод проводит Вас в зал, где можно
увидеть огромное количество произведений искусства, каждый поднос
уникален по-своему.
Немного о технике изготовления подносов.
Форма кованого подноса создается ручной ковкой по старинной кустарной
традиции, при этом ее конфигурация и размер зависят от творческого
варьирования коваля.
Сюжет живописи на кованом подносе – исключительный, выполняется
художником в единственном экземпляре. В редких случаях художник может
сделать список с уникального подноса, но точной копии все равно не
получится.
Каждому кованому подносу, изготовленному на фабрике, присваивается
специальный номер. Качество кованого подноса подтверждено сертификатом.
В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти.
Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по
хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений
местных художников. Классический стиль жостовского искусства
предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собранный», «Букет в
раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве
выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли.
Каждый жостовский поднос расписан вручную и имеет авторскую подпись.
Каждый поднос, независимо от размера и способа изготовления формы
(ручной ковкой или с помощью штампа и пресс-форм), является уникальным
произведением народного искусства.
Жостовская роспись сегодня наносится не только на металл, но и на
папье-маше, керамику, стекло и даже кожу.
Независимо от поверхности, на которую наносится жостовская живопись,
используется многослойное письмо. Допускается варьирование живописи,
художественных и декоративных приемов (выбор колорита,изменение
композиционного решения), свободный и разнообразный выбор декоративных
приемов и техники исполнения (применение техники плотного, сквозного и
смешанного письма), выбор декоративных материалов (бронзовая,
алюминиевая пудра и паста, перламутр, поталь).
Технологический процесс изготовления
жостовских подносов включает следующие основные операции:
1. Изготовление подносов
При создании подносов стандартной формы листы металла кроят на заготовки
определенного размера. В заготовке вырубается и вытягивается поднос по
форме на электрическом прессе при помощи комбинированного штампа и
прессформ, затем происходит бортовка подноса, т.е закатка его краев.
Кованые подносы создаются ручной ковкой ковалями по старинной кустарной
традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования
коваля. Ручными ножницами выкраивается скобка из 3-5 карт металла, далее
при помощи молота и наковальни форма выбивается, вытягивается. Край
подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки, после
чего край выравнивается на наковальне молотком.
2. Подготовка под роспись
Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя
с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную
при помощи шкурки.
3. Художественная роспись
Жостовские мастера пишут масляными художественными красками,
разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи
кисточки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма
называется замалевкой, второй – выправкой.
Замалевка. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает композицию
букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без
предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками
одновременно на нескольких подносах. . Создавая букет, художник вращает
поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его
поверхности. При этом необходимо следить за красотой и выразительностью
силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением
красочных пятен, за соотношением масштаба росписи и фона подноса.
Замалевок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при
определенной температуре.
Выправка. Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций:
тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка.
4. Нанесение орнамента
Борт подносов украшают легкими, ажурным растительным орнаментом.
5. Отделка
На изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной
сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в
течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака.
Немного истории.
История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде
подмосков- ных сел и деревень бывшей Троицкой волости ( ныне Мытищинский
район Московской области) – Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком -
возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из
папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с
фамилией братьев Вишняковых.
В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых
лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше
шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.…существует с 1825 г.»
В 1830 году производство подносов в Жостово и окрестных селениях
увеличилось. Появились первые металлические кованые подносы, украшенные
цветочной росписью.
Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном
искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов
и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской
народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.
Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным
фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким,
ажурным растительным орнаментом.
Выписка из книги Андрея Исаева «Промыслы Московской губернии»
1876 год
Подносное производство было занесено в Троицкую волость из Москвы. Здесь
мы встречаем любопытный пример того, как одна отрасль промышленности
может перейти в совершенно другую, имеющую с первой, по-видимому, мало
общего. Некто Коробов устроил в конце прошлого века /18 век 1790г./ в
Москве заведение для выделки разных вещей из папье-маше и вскоре перенес
его в деревню Жостово, Троицкой волости. Еще раньше или одновременно с
Коробовым устроил подобное заведение в Москве Филипп Вешняков. Он был
известен за человека горячо преданного своему делу. Рассказывают, что он
нередко не спал целые ночи напролет, придумывал какое-либо
усовершенствование в своих товарах.
Сын его, Осип, искусный мастер отделился от отца, приехал в деревню
Жостово, Троицкой волости и устроил здесь свое заведение около 1825 г.
Заведение это постепенно увеличивалось в размерах и, улучшаясь в
качестве товаров, послужило рассадником, откуда вышли другие мастерские:
Хозяева их были образованы путем ученичества.
Наряду с различными баульчиками, табакерками, портсигарами и др. здесь
выделывались также и подносы из папье-маше. Не будучи довольно прочными,
они должны были, при столкновении на выставке в Митаве /1836г./ с
сибирскими железными, уступить им пальму первенства.
Побежденные производители не упали духом и вместо того чтобы наполнить
рынок картонными подносами, уже утратив доверие публики, усвоили приемы,
необходимые для производства железных подносов.
Сибирские были прочны, но плохо покрывались краской – недостаток,
который сумели устранить здешние производители, сделавшиеся через то
опасными соперниками сибирским торговцам. Значительный спрос на подносы,
вызвал усиление этого производства, образование новых мастерских.
Вновь возникшие производства изготовляют только подносы, а в стареющих и
до сих пор делаются безделушки из картона, что представляет любопытный
пример совмещений двух промыслов технически совершенно различных, но
связанных исторически. Впрочем, выделка подносов имеет далеко
преобладающее значение. Если у человека сложилась привычка к обработке
металла в какой бы ни было форме, то ему не трудно будет перейти к
изготовлению и других из этого металла изделий.
Так в среду подносчиков стала в последнее время проникать выделка разных
других металлических вещей, как-то: церковных свечей, кокард для
солдатских фуражек, досок для часов и т.д., эти новые предметы вводили
московские торговцы.
Нуждаясь в тех или других мастерах, и не имея их под руками, торговцы
давали подносчикам заказы на разные другие изделия. То есть мастера,
находя цену выгодной, принимали заказы и, получив навык в новом деле,
часто оставляли прежнее ремесло и принимались за новое. Ростки,
бросаемые в здешнюю промышленную почву Московскими торговцами, пускали
корни, и производство расширялось, один род разветвлялся на многие
разновидности.
Заведения, производящие товары из железа и жести мы находим в 6-ти
селениях Троицкой волости /я не считаю селения, где есть заведения,
выделывающие только картонные вещи/. большая часть этой волости
принадлежит графу Шереметьеву.
А теперь фото отчет! Я постаралась отобрать фотографии самых
интересных и необычных, на мой взгляд, подносов. Все фото просто
нереально выложить!
Демонстрационный зал.
А вот и сами жостовские подносы:
место проведения мастер-класса!
вот, что у нас получилось!
Магазин при заводе