Добро пожаловать на сайт питомника средних шнауцеров "Рус Растр"

 

Жостово. Музей жостовких подносов.

 

<<< вернуться к списку

В прошлом году ездили на экскурсию на фабрику «Жостовских подносов», вот маленький отчет!
Музей подносов в Жостово – единственный в мире. Здесь собраны образцы живописи, которая представляет собой значительное и оригинальное явление в русском декоративно-прикладном искусстве и художественной культуре.

Стоимость экскурсии по музею в составе группы от 15 человек - 150 рублей для взрослых и 75 рублей для детей.
Индивидуальная экскурсия стоит 500 рублей. Можно заказать еще индивидуальный мастер класс, стоит он 2000 руб на человека, НО ЭТО ТОГО СТОИТ! Перед тем как ехать, обязательно позвоните и договоритесь об экскурсии!!! Телефон: 981 3989. Контактная информация: ООО «Жостовская фабрика декоративной росписи»
Адрес: Московская область, Мытищинский район, д.Жостово
Телефон:
 + 7 495 981 39 89 
Факс: + 7 495 981 39 88
e-mail: fabrika1825@bk.ru.


Немного о мастер -классе: В специально оборудованном помещении Вас ждут палитры, кисточки, краски, одноразовые фартуки и заготовки подносов, специально подготовленные для нанесения живописи.
После того, как Вы самостоятельно под руководством внимательных наставников распишите свой поднос и поставите на нем Вашу подпись, его высушат в специальной печи, покроют лаком и передадут Вам в течение нескольких дней. Поднос можно забрать либо на фабрике, либо его вышлют почтой, либо в центре Москвы в офисе.
Также на территории фабрики есть магазин где можно приобрести сувенирную продукцию, а также подносы!

Экскурсия начинается с просмотра фильма о истории создания и технологии изготовления подносов. Далее экскурсовод проводит Вас в зал, где можно увидеть огромное количество произведений искусства, каждый поднос уникален по-своему.


Немного о технике изготовления подносов.
Форма кованого подноса создается ручной ковкой по старинной кустарной традиции, при этом ее конфигурация и размер зависят от творческого варьирования коваля.
Сюжет живописи на кованом подносе – исключительный, выполняется художником в единственном экземпляре. В редких случаях художник может сделать список с уникального подноса, но точной копии все равно не получится.
Каждому кованому подносу, изготовленному на фабрике, присваивается специальный номер. Качество кованого подноса подтверждено сертификатом.
В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников. Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собранный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли.
Каждый жостовский поднос расписан вручную и имеет авторскую подпись.
Каждый поднос, независимо от размера и способа изготовления формы (ручной ковкой или с помощью штампа и пресс-форм), является уникальным произведением народного искусства.
Жостовская роспись сегодня наносится не только на металл, но и на папье-маше, керамику, стекло и даже кожу.
Независимо от поверхности, на которую наносится жостовская живопись, используется многослойное письмо. Допускается варьирование живописи, художественных и декоративных приемов (выбор колорита,изменение композиционного решения), свободный и разнообразный выбор декоративных приемов и техники исполнения (применение техники плотного, сквозного и смешанного письма), выбор декоративных материалов (бронзовая, алюминиевая пудра и паста, перламутр, поталь).



Технологический процесс изготовления жостовских подносов включает следующие основные операции:
1. Изготовление подносов
При создании подносов стандартной формы листы металла кроят на заготовки определенного размера. В заготовке вырубается и вытягивается поднос по форме на электрическом прессе при помощи комбинированного штампа и прессформ, затем происходит бортовка подноса, т.е закатка его краев.
Кованые подносы создаются ручной ковкой ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля. Ручными ножницами выкраивается скобка из 3-5 карт металла, далее при помощи молота и наковальни форма выбивается, вытягивается. Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки, после чего край выравнивается на наковальне молотком.
2. Подготовка под роспись
Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную при помощи шкурки.
3. Художественная роспись
Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма называется замалевкой, второй – выправкой.
Замалевка. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подносах. . Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. При этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи и фона подноса. Замалевок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре.
Выправка. Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка.
4. Нанесение орнамента
Борт подносов украшают легкими, ажурным растительным орнаментом.
5. Отделка
На изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака.

Немного истории.
История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосков- ных сел и деревень бывшей Троицкой волости ( ныне Мытищинский район Московской области) – Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.…существует с 1825 г.»
В 1830 году производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические кованые подносы, украшенные цветочной росписью.
Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.
Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.
Выписка из книги Андрея Исаева «Промыслы Московской губернии»
1876 год
Подносное производство было занесено в Троицкую волость из Москвы. Здесь мы встречаем любопытный пример того, как одна отрасль промышленности может перейти в совершенно другую, имеющую с первой, по-видимому, мало общего. Некто Коробов устроил в конце прошлого века /18 век 1790г./ в Москве заведение для выделки разных вещей из папье-маше и вскоре перенес его в деревню Жостово, Троицкой волости. Еще раньше или одновременно с Коробовым устроил подобное заведение в Москве Филипп Вешняков. Он был известен за человека горячо преданного своему делу. Рассказывают, что он нередко не спал целые ночи напролет, придумывал какое-либо усовершенствование в своих товарах.
Сын его, Осип, искусный мастер отделился от отца, приехал в деревню Жостово, Троицкой волости и устроил здесь свое заведение около 1825 г. Заведение это постепенно увеличивалось в размерах и, улучшаясь в качестве товаров, послужило рассадником, откуда вышли другие мастерские: Хозяева их были образованы путем ученичества.
Наряду с различными баульчиками, табакерками, портсигарами и др. здесь выделывались также и подносы из папье-маше. Не будучи довольно прочными, они должны были, при столкновении на выставке в Митаве /1836г./ с сибирскими железными, уступить им пальму первенства.
Побежденные производители не упали духом и вместо того чтобы наполнить рынок картонными подносами, уже утратив доверие публики, усвоили приемы, необходимые для производства железных подносов.
Сибирские были прочны, но плохо покрывались краской – недостаток, который сумели устранить здешние производители, сделавшиеся через то опасными соперниками сибирским торговцам. Значительный спрос на подносы, вызвал усиление этого производства, образование новых мастерских.
Вновь возникшие производства изготовляют только подносы, а в стареющих и до сих пор делаются безделушки из картона, что представляет любопытный пример совмещений двух промыслов технически совершенно различных, но связанных исторически. Впрочем, выделка подносов имеет далеко преобладающее значение. Если у человека сложилась привычка к обработке металла в какой бы ни было форме, то ему не трудно будет перейти к изготовлению и других из этого металла изделий.
Так в среду подносчиков стала в последнее время проникать выделка разных других металлических вещей, как-то: церковных свечей, кокард для солдатских фуражек, досок для часов и т.д., эти новые предметы вводили московские торговцы.
Нуждаясь в тех или других мастерах, и не имея их под руками, торговцы давали подносчикам заказы на разные другие изделия. То есть мастера, находя цену выгодной, принимали заказы и, получив навык в новом деле, часто оставляли прежнее ремесло и принимались за новое. Ростки, бросаемые в здешнюю промышленную почву Московскими торговцами, пускали корни, и производство расширялось, один род разветвлялся на многие разновидности.
Заведения, производящие товары из железа и жести мы находим в 6-ти селениях Троицкой волости /я не считаю селения, где есть заведения, выделывающие только картонные вещи/. большая часть этой волости принадлежит графу Шереметьеву.

А теперь фото отчет! Я постаралась отобрать фотографии самых интересных и необычных, на мой взгляд, подносов. Все фото просто нереально выложить!

Демонстрационный зал.
музей жостово

А вот и сами жостовские подносы:

 

жестовские подносы

жестовские подносы

жестовские подносы

жестовские подносы

жестовские подносы

Музей Жостово

Музей Жостово

Музей Жостово

Музей Жостово

Музей Жостово

Музей Жостово

Музей Жостово

Музей Жостово

Музей Жостово

Музей Жостово

Музей Жостово

Музей Жостово

Музей Жостово

Музей Жостово

Музей Жостово

Музей Жостово

Музей Жостово

Музей Жостово

Музей Жостово

Музей Жостово

Музей Жостово

Музей Жостово

Музей Жостово

Музей Жостово

место проведения мастер-класса!

Мастер класс в Жостово

Мастер класс в Жостово

вот,  что  у нас  получилось!

Магазин при заводе

Магазин Жостово
 

<<< m> вернуться к списку